Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [68]

Поиск

Татьяна Вергун

Создайте свою визитку

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Пятница, 15.12.2017, 15:06
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Сайт Татьяны Вергун

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Мои файлы

    Социология образования
    [ Скачать с сервера (149.0Kb) ] 18.03.2012, 23:26

    План

     

    1. Предмет и метод социологии образования

    2. Роль образования в жизни общества.

    3. Взаимозависимость образования и общества.

     

     

    1. Предмет и метод социологии образования

     

    Учение, обучение, научение, образова­ние и т. п. - понятия, термины, исполь­зуемые для обозначения учебного npoцec­са. Современная педагогика дает определенную интерпретацию понятий. Образование - сложное и много­гранное общественное явление, сфера передачи, усвоения и пере­работки знаний и социального опыта. Основное содержание обра­зования составляет учение. Образование есть определенная система учебных и воспитательных форм деятельности. Образование инте­грирует различные виды учебной деятельности, ее содержание в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, на социальные потребности общества.

    Если социальная философия, рассматривая образование как со­циальное  явление и социальную систему, исследует фундаменталь­ные основы образования в системе: образование, общественное бытие и общественное сознание, то педагогика непосредственно изучает образовательный и воспитательный процессы во всех звень­ях, методические и дидактические основы. Если психология имеет объектом образование как источник формирования личности, то политология, наука о политике рассматривает связи образования с политикой и идеологией. Экономическая теория основное внима­ние сосредоточивает на раскрытии сущности и материальной базы образования. И на долю социологии образования приходится самый главный из всех объектов исследования - социальный ас­пект, позволяющий рассмотреть образование через призму общест­венных отношений, его взаимодействие с обществом, влияние на общественное развитие, сферы и структуры. Специальная социо­логическая наука, предметом которой выступает система обра­зования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, определяет основные направления социологии обра­зования: место образования как социального института в системе общественного воспроизводства; взаимоотношения процесса об­разования с другими процессами общественной жизни (экономи­ческими, демографическими, политическими); взаимосвязь системы образования с социальной структурой общества; социальные функции образования и динамика их изменения; социальное положение и общественная роль учителей и преподавателей; динамика взаимоотношений между обучающими и обучаемыми.

    Исходные, отправные позиции в социологии образования заложены еще в XVIII-XIХ вв., в теориях французских и английских просветителей и социалистов-утопистов, особенно в учениях Роберта Оуэна и Шарля Фурье, обосновавших связь обучения с производительным трудом и необходимость общественного воспитания подрастающих поколений. Их взгляды стали основой разработки проблемы роли образования в частности, воспитания в различных общественно-исторических условиях, осуществленное прогрессивными мыслителями XIX века. Ряд основополагающих идей о взаимодействии системы образования и общества нашли дальнейшее развитие в ХХ в., в концепциях социалистов, демократов, прогрессивных социологов. Еще в конце XIX в. американские философы Лестер Уорд и Джон Дьюи разрабатывают концепцию социологии образования - отрасли знания, изучающей систему образования, как со­циальный институт, ее взаимодействие с обществом (производством, со­циально-классовой структурой, идеологией, политикой, моралью и т. д.). Возникла концепция социологии образования в связи с теориями социаль­ной стратификации, разделения труда, образования и воспитания как общественного процесса.

    В последствии проблема социологии образования находит разработку в трудах Эмиля Дюркгейма, Раймона Будона, Толкотта Парсонса, Алена Ту­рена, Пьера Бурдье и др. Вплоть до 60-х годов советские ученые социологию образования не выделяли из общесоциологической теории. Многие важней­шие социологические проблемы ооразования преимущественно школьного, разрабатывались в пределах педагогики (Константин Ушинскии, Анатолий Луначарский, Антон Макаренко, Василий Сухомлинский и др.). Сформули­рованы важнейшие принципы обучения и воспитания молодежи. В концеп­циях социологии образования нашло свое отражение проверенное на много­летнем опыте мировой науки понимание цели воспитания, всестороннего развития человека, его личности - высшей ценности общества, единство обучения и воспитания, в их органической связи с национальными и исто­рическими традициями, ведущей роли педагога в учебно-воспитательном процессе. И только в 60-70-е годы социология образования отпочковы­вается от общей социологической теории и складывается в самостоятельную научную отрасль знаний. Крупный вклад в развитие социологии образова­ния внесли социологи Фридрих Филиппов, Лев Коган, Михаил Ружевич, Евгений Бабосов, Иван Прокопенко, Валентина Лозовая и др.

    Интерес к социологии образования в индустриально развитых странах резко возрастает в 60-70-е годы ХХ в. В связи с отставанием сло­жившихся систем образования от требований научно-технической револю­ции и на фоне массовых выступлений студентов и рабочих за демократи­зацию высшего и среднего образования. Ситуация, обозначенная Франсом Кумбсом как «кризис образования» вызвала к жизни многочисленные иследования доступности различных ступеней образования, образа жизни учащейся молодежи, ее взаимоотношений с педагогическим персоналом, положения в системе общественных отношений, интересов и ожиданий. Началось широкое изучение роли образования как фактора «выравни­вания шансов» и начала социальной мобильности с позиций структурно-­функциональной теории, анализировалась роль школьного класса как со­циальной системы (Раймон Було, Толкотт Парсонс).

    В 80-е годы возросло внимание к социальным проблемам непрерывного образования, эффективности различных форм переподготовки и повышения квалификации работников, положению выпускников учебных заведений раз­личных типов на рынке труда. Изучается также взаимодействие универ­ситетов с их социокультурной средой, пределы влияния общества на си­стему образования и значение ее автономии, позволяющей нейтрализовать последствия изменений экономической коньюнктуры, смены политических режимов, идеологические факторы (Ален Турен, Отто Альборнос). Вы­двигается предложение о выделении из социологии образования социо­логии образовательных систем как самостоятелыой отрасли научных знаний, об исследовании особенностей возникновения, развития и функцио­нирования образовательных систем в условиях различных обществ (Макс Арчер). Исследования во Франции (Раймон Булон, Пьер Бурдье, Лео Танги, Ян Маркевич-Ланьо и др.), США (Керр Дженкс, Уильям Сьюэлл и др.), Нидерландах (Йоган Дронкэрс) выявили социально-селективную роль-средней и высшей школы, классовое и рассовое неравенство учащихся в капиталистических обществах, дали толчок к разработке и осуществлению некоторых компенсирующих программ либерализации систем образования. Неоконсервативное направление в социологии образования отстаивает селективную, элитарную модель образования, выступая против демократизации, осуждая массовые выступления учащихся. Социология образования активно разрабатывается в освободившихся и развивающихся странах, прежде всего в Индии, на Ближнем Востоке, Латинской, Америке и др.

    Методологически социология образования придерживается принципов диалектической логики и, прежде всего, единства теории и практики - основы социального познания. Социоло­гия образования имеет два взаимосвязанных уровня - теоретический и эмпирический. Теоретический уровень предшествует эмпирическому, который завершает теоретический. Теория социологии образования обосновывает закономерности и особенности развития образования, дает теоретическое обобщение происходящих процессов, определяет направление эмпирических социологических исследований общественного мнения учащихся, педагогов, администрации, общественных организаций. Теория социологии об­разования обосновывает и решает проблему, выдвигает гипотезы, требующие проверки практикой. Без теоретических предпосылок никакое эмпирическое исследование не дает необходимых результатов, а будет иметь случайный характер в виде набора суждений и фактов. Недостаточно квалифицированные исследователи нередко пытаются обойтись без теоретических обоснований и исследование сводят к поверхностно отобранной сумме фактов, данных и т. п.

    В социологических исследованиях образования нередко куль­тивируется субъективизм, когда ожидаемые ответы респондентов фиксируются только как позитивные, приукрашивающие реальную действительность, игнорирующие ее противоречия. Так, игнориро­вался важнейший методологический принцип - объективность рас­смотрения общественных явлений. Эмпирические исследования систематически проводятся в школах, вузах, других учебных заве­дениях работниками социологических центров институтов, а иногда и непосредственно администрацией учебных заведений и oxвaтывают широкий круг вопросов - социально-политический и моpaльный облик учащихся, педагогов, их ценностные ориентации, отношение к учебе и работе, культурный уровень, удовлетворенность трудом, общественную деятельность и т. д. Для анонимного выборочного опроса учащихся и педагогов разрабатываются социологические анкеты. Полученные эмпирически результаты дают факты, данные для обобщений и анализа процессов в системе образования. Взаимодействие теории не ведет, не превращает в схоластику и догматизм, а обретает способность творчески развиваться, давая работникам системы образования новые выводы и практические рекомендации. В Украине наиболее эффективно и планомерно проводятся социологические исследования в Харькове, преимуществен­но в государственном университете, в государственном педагоги­ческом университете, а также в отраслевых университетах - поли­техническом, радиоэлектроники, региональном университете Харь­ковский коллегиум и др. В процессе социального познания теория и практика образования обогащаются, дополняя друг друга.

    Диалектическая логика требует рассмотрения современной си­стемы образования в его развитии и изменении, во всех связях и взаимодействиях. В процессе демократизации образования в Ук­раине органы народного образования, средняя и высшая школа учитывают достигнутое, отбирают все прогрессивное, отбрасывая все отрицательное, наносящее ущерб воспитанию молодежи, под­готовке специалистов для народного хозяйства. 

    Социология вскрывает противоречия в развитии системы обра­зования и ее совершенствовании, намечает пути к их разрешению или смягчению. Острое противоречие возникло с начала 90-х годов между рыночными отношениями в сфере использования выпускников вузов и их жизненными интересами. Специалист превратился в товар, в объект купли-продажи на рынке труда со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Массовая безработица, готовность молодых специалистов идти на любую неквалифициро­ванную работу, снижение престижа высшего образования - таковы плоды непродуманной отмены организованного трудоустройства вы пускников вузов. Решение противоречия требует от министерств и ведомств, готовяших кадры специалистов, разработки неотложных мер по изысканию рабочих мест для выпускников не только в Украи­не, но и в других странах СНГ, регулирования набора в ВУЗы с учетом реальных нужд, приведению высшего образования в соответствие с требованиями экономики производства, науки, культуры и устра­нению диспропорций в подготовке и использовании специалистов.

    Высшая школа должна опережать происходящие изменения, гото­вить студентов к труду и жизни в будущем обществе, формировать демократическое общество. Важно в современных условиях сбли­зить систему высшего образования специалистов Украины, с прогрессивными образцами систем образования, сложившихся в стра­нах рыночной экономики, обеспечить конвертабельность дипломов вузов Украины.

    Дело в том, что еще в недалеком прошлом две системы образования - советская и зарубежная (западная) неизменно рассматривались как антагонистические, что соответствовало соотношению между двумя социально­-экономическими системами. Советская система образования счита­лась социалистической, а западная - буржуазной. Такое искусственное политическое деление затрудняло сотрудничество государств в сфере образован­ия, взаимную передачу накопленного опыта обучения и воспитания молодежи. В действительности же между двумя системами образования, несмотря на имеющиеся противоречия и разногласия, есть много общего, взаимоприемлемого: обмен учащимися студентами, обучение в вузах, обоб­щение педагогического опыта и методики и др. во взаимных интересах. Железный занавес между двумя системами образования отброшен.

    В сфере образования существуют объективные диалектические проти­воречия между потребностями и интересами общества и уровнем образования - количественные и качественные. В системе образования постоянно возникает противоречие между текущими и перспективными потребностями общестства. Здесь речь идет о двух противоречиях: между опережающим ­по сравнению с реально существующими общественными потребностями развитием системы образования и развитием производства и общества. Существуют и внутренные противоречия, присущие самой системе образования, между ее текущими и перспективными социальными функциями. Противоречия постоянно разрешаются и вновь возникают на каждом этапе развития общества и самой системы образования. Если объективное противоречие на всех этапах развития выступают источником развития системы образования, то противоречия субъективные наносят серьезный ущерб учебным заведениям, материальный и моральный - преподавателям, учащимся, тормозят осуществление ими задач, ведут к уходу из системы образования наиболее ценных работников. С начала 90-х годов в другие структуры перешло более 30 % педагогов, в том числе около 10 % специалисто­в высокой квалификации. Текучесть кадров не сокращается.

    Две волны научно-технических перестроек во второй половине ХХ в. кардинально изменяли условия производственной деятельности зарубежных специалистов. Острая конкуренция между фирмами и предприятиями в условиях научно-технической революции создала совершенно новый динамичный производственный мир нестабильного современного и будущего. Выжить и утвердиться в таком мире должно только максималь­ным использованием огромной массы новейших знаний в самых различ­ных сферах, особым вниманием к мировым стандартам качества продукции (идет ли речь о товарах или услугах, материальных благах или духовных и т.д.) и применением новейших, экономичных технологий. Возрастающую роль приобретают задачи создания продуманных организацион­ных условий для эффективного коллективного и индивидуального труда, построение гибких мер морально-психологической мотивации работников, учет и развитие их личностных и групповых качеств и особенностей. Особое значение на современном этапе развития Украины имеет преодоление противоречия в вузовском образовании между задачами формиро­я творческой личности специалиста и консервативной системой под­готовки кадров, испытывающей влияние застарелой болезни - технократии. Все еще не преодолен разрыв между двумя составляющими высшего образования, особенно технического - естественно-научной и гуманитарной, составляющих неразрывное единство. Отсюда возрастает значение гумани­зации высшего образования во всех его звеньях, в основе которой лежит всестороннее развитие человека как личности, развитие его творче­ских сил и талантов и обогащение интеллектуального, культурного потенциала народа. Только при необходимом условии в вузах будет формироваться специалцст высшего класса, соединяющий высокий профессионализм с гражданственностью и развитыми интеллектуальными и моральными качествами. Развитый духовный мир специалиста фактически станет основой его производственных достижений, условием его производственной ценности.

    Задача формирования мировоззренческой культуры и богатого духовного мира на основе органичного восприятия общечеловеческих нравственных ценностей и этики индивидуальной ответственности ставит в современных условиях совершенно новые проблемы перед высшим образованием требует не только научно-философского образования. специалистов, но и усвоения философии ненасилия, развития способностей и интереса студентов самостоятельно решать вопросы веры, призвания, жизненного пути и т. п. Уже в современных условиях общество столкнулось с опасными разрушениями, нанесенными (и наносимыми) человеком природе. Экономические и материальные трудности могут сделать в Украине такой процесс даже катастрофичным, если не сформировать экологическое сознание слоя людей, которым предстоит решать ответственные производственные вопросы. Это составная часть нравственно-философского и эстетико-фило­софского образования. Важнейшей характеристикой производственной деятельности здесь есть культура общения производителя с клиентом и т. д.

    Анализ противоречий и пути их решения входят в предмет социологии образования. Социология выявляет и анализирует противоречия, складывающиеся в сфере образовательных систем в их соотношении с обществом, его институтами, побуждает к реше­нию проблемных ситуаций средствами науки и практики. Образование - система, состоящая из ряда элементов-отраслей: до­школьной, общеобразовательной, профессиональной, специальной, органически связанных между собой, осуществляя логическую последовательность в образовании. Методологически социология образования призвана обеспечивать познание закономерностей его развития, причинных связей и взаимозави­симостей, внешних и внутренних условий его функционирования как целостной системы. В силу ряда причин социология образования отстает от потребностей общественного развития, не играет опережа­ющей роли, с запозданием решает назревшие проблемы. Укрепление связи социологии образования с практикой, усиление ее прогно­зирующей роли  - важнейшая задача социологии как науки. 

    Категория: Мои файлы | Добавил: Вергун-ТВ | Теги: социология
    Просмотров: 2608 | Загрузок: 322 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]