Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [68]

Поиск

Татьяна Вергун

Создайте свою визитку

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Вторник, 23.01.2018, 04:50
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Сайт Татьяны Вергун

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Мои файлы

    3. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
    06.03.2011, 01:33
     3. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

     

    До сих пор понятие «контент-анализа», имеющее корни в психологии и социологии, не имеет однозначного определения.

           Энциклопедия по социологии определяет конент-анализ как специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами [45].

             «Социальная психология» Н.Семечкина дает такое определение: «Контент-анализ – метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации, в котором в соответствии с целями исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации [39].

             Другие источники дополняют эти определения. Например, контент-анализ – формализованный метод исследования содержания социальной информации с целью выявления имеющихся тенденций развития социальных факторов [3].

             О. Голованов определяет контент-анализ как метод, рассчитанный на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников [8].

             Л.Н. Федотова утверждает, что контент-анализ – это методика выявления частоты появления в тексте определенных интересующих исследователя характеристик, которая позволяет ему делать некоторые выводы относительно намерений создателя этого текста или возможных реакций адресата [52].

             Л.Я. Аверьянов утверждает, что рассматривать понятие «контент-анализ» как анализ содержания текста, не совсем точно [1]. Контент-анализ по Аверьянову не занимается собственно смыслом, а исключительно частотным распределением смысловых единиц в тексте, или по другому – «анализом статистических закономерностей частотного распределения смысловых единиц в тексте». Иными словами, благодаря изучению количественных характеристик текста мы получаем качественные характеристики.

             Г.Г. Почепцов описывает функциональные характеристики контент-анализа: «Контент-анализ активно используется для решения задач анализа коммуникации в области государственных и бизнес-структур. Его формулой становится перевод вербальной информации в более объективную невербальную форму» [31].

             Еще одно определение дает В.А.Моисеев: «Контент-аналіз – кількісний метод аналізу, який полягає у цілеспрямованому вивченні носіїв інформації щодо наявності (повторюваності) у них мотивів, аргументів, що дає підстави для висновків про актуальність, масштаби суспільно-політичних, економічних процесів і явищ, ставлення до них певних індивідів, спільнот» [26].

             «(Контент-аналіз) використовується для вивчення масивів однорідних документів, найчастіше повідомлень мас-медіа – преси, телебачення, радіо, кіно, а також сукупностей будь-яких текстів, котрі містять однакові смислові одиниці та мають схожу структуру» [46].

             Итак, исходя из вышесказанного, можно утверждать, что контент-анализ СМИ – это метод исследования текстовых массивов, состоящий в целенаправленном изучении статистических закономерностей частотного распределения смысловых единиц в тексте, что позволяет получить социологические/психологические характеристики, содержащиеся в однородных текстах изучаемых СМИ.

             Контент-анализ – универсальный метод для исследований СМИ, который позволяет работать как сбольшими массивами текстов, так и с малыми. 

    Контент-анализ применяется в социологии, политологии, социолингвистике, психолингвистике, журналистике, маркетинговых исследованиях, PR и др.

             Существуют три основных направления применения контент-анализа:

    а) выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст  как индикатор  определенных сторон изучаемого объекта  -  окружающей действительности, автора или адресата); 

    б) определение  того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы  -  язык,  структура  и жанр сообщения, ритм и тон речи);

    в) выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка  различных эффектов воздействия) [45].

    Одним из ведущих русских исследователей контент-анализа,                 Л.Н. Федотовой, выделяются следующие условия, которым он должен соответствовать:

    - «при интересе исследователя к тем или иным характеристикам текстов они должны фиксироваться во всех избранных для исследования материалах, чем достигается объективность анализа. Дополняется она тем, что эти характеристики определяются программой столь ясно и однозначно, что к одинаковому результату приходят два исследователя, работающие по одной методике с одним и тем же массивом текстов;

    - как при получении любого научного знания, нужна систематичность анализа объекта исследования; выбор соотношений для анализа должен основываться на формальных, обусловленных, беспристрастных признаках; другими словами, исследователь не может выбрать для анализа только те части текста, которые утверждают его гипотезу и отвегают другие. Это требование позволяет избежать аргументированной подтасовки фактов;

    - как и в любом социологическом исследовании, в контент-анализе нужна научная строгость, которая подразмевает обязательное соблюдение этапов исследования с набором требований, предъявляемых каждому из них;

    - для распространения выводов, полученных на основании анализа материалов, на всю реальную деятельность их источника этот ряд должен отвечать требованиям репрезентативности – быть характерным для всей реальной деятельности источника;

    - в этот ряд характеристик входит и понятие количественного анализа: подсчету в тексте поддаются частотность употребления тех или иных элементов этого текста, случайность этих употреблений, могут быть выведены корреляционные коэффициенты, а также соотношение процентного и удельного веса различных характеристик текста» [52, с. 184-185].

    На сегодняшний день выявлены и подтверждены конкретным анализом следующие возможности метода:

    - определение способа подачи материала и анализ преобладающих в СМИ направлений,

    - определение эмоциональной окраски, тона публикаций,

    - определение рейтинга лидеров, организаций, торговых марок по частоте упоминания,

    - определение отношения СМИ к лидерам, организациям, событиям,

    - концентрация внимания исследователя на тех признаках текста, которые прямо или косвенно свидетельствуют о позиции, состоянии или намерениях автора.

    Также контент-анализ часто используется, чтобы выявить наличие, отсутствие или количество отдельных характеристик медиасообщения, которые предположительно способствуют определенному типу медиавоздействия, но для доказательства существования какого-либо воздействия как такового контент-анализ необходимо использовать в сочетании с другими методами.

     

    Существует два вида контент-анализа (в зависимости от характера представления содержания текста): неколичественный и количественный. Неколичественный анализ основан на нечастотной модели содержания текста (при этом фиксируется лишь наличие элемента содержания индикатора соответствующей категории содержания; количественные меры не используются). Такой подход позволяет выявить типы качественных моделей содержания (вне зависимости от частоты встречаемости каждого типа). Количественный анализ основан на использовании количественных мер, его задача получить количественную структуру содержания текста.

     Процесс качественного контент-анализа состоит из трех основных стадий:

    1. Сведение большого количества текстовой информации к конечному числу интегрированных блоков текста – единиц значения, которым ставится в соответствие код для дальнейшей обработки. Основными единицами значения являются категории, последовательности и темы.

    2. Реконструкция субъективных составляющих текстового потока – мнений, воззрений и доказательств каждого источника текста. Для этого производится поиск связей между единицами значения, характеризующими источник, и условиями создания текста.

    3. Формирование выводов и обобщений путем сравнения систем значений.

             Количественный контент-анализ также включает три этапа. На первом этапе выделяются единицы анализа и переводятся в электронный вид, приемлемый для обработки. Второй этап состоит в проведении подсчетов частот единиц анализа с применением математического аппарата для выявления взаимосвязей между ними. Третий этап заключается в интерпретации полученных результатов.

             Измерение в контент-анализе происходит посредством использования категорий и единиц анализа в рамках кодировочной процедуры, смысл которой состоит в идентификации «поисковых образов» категорий анализа с элементами содержания текста. После идентификации проводится количественная часть измерения (фиксируется протяженность элемента содержания или факт его присутствия/отсутствия).

    Как уже отмечалось, количественный контент-анализ в первую очередь интересуется частотой появления в тексте определенных характеристик (переменных) содержания. Качественный же контент-анализ позволяет делать выводы даже на основе единственного присутствия или отсутствия определенной характеристики содержания. Различие двух подходов часто иллюстрируют примером: в 50-е годы западные аналитики на основе количественного анализа статей газеты «Правда» обнаружили


    резкое снижение числа ссылок на Сталина. Отсюда они сделали закономерный вывод, что последователи Сталина стремятся дистанцироваться от него. С другой стороны, качественный аналитик мог бы сделать аналогичный вывод на основе единственного факта, что в публичной речи одного из партийных функционеров, посвященной победе СССР в Великой Отечественной войне, Сталин вообще не был упомянут. Прежде такое было бы невозможно.

             С помощью контент-анализа исследователь может сравнить содержание множества текстов и анализировать его, применяя количественные методики (например, диаграммы, таблицы). Кроме того, он может использовать его, чтобы выявить те аспекты содержания текста, которые трудно обнаружить на поверхности. Например, можно чувствовать, что в телевизионной рекламе темнокожие актеры редко появляются в роликах для рекламы дорогих товаров (например, автомобилей, мехов, ювелирных изделий). Контент-анализ может документально подтвердить предположения.

        Как пишет Г.Г. Татарова, «тексты – это то, на чем исследователи решают задачи вторичного анализа. Образно говоря, это использование «старого» эмпирического материала для решения «новых» задач». Текстовая информация дает возможность многократного к ней обращения для поэтапного «вытаскивания» необходимой информации [47, с.40-41].

    Переход от смысла отдельных сообщений к анализу количества всего объема информации, помогает избежать субъективизма в оценке данных. Действительно, смысл отдельных сообщений может противоречить смыслу общего объема, причем в результате эмоционального восприятия значение некоторых сообщений может быть преувеличено [2, с.20]. Количественный анализ не допускает подобных ошибок.

    К середине 50-х гг. исследователи стали все больше уделять внимания не простому наличию или отсутствию категорий в тексте, а связям между категориями.  Для этого обращают внимание на совместную встречаемость слов различных категорий. Например, для каждого предложения текста мы можем выяснить, слова каких категорий в нем встречаются. После этого легко подсчитать обычный коэффициент корреляции, который даст нам силу связи между категориями и знак этой связи. Может оказаться, что для некоторых категорий наблюдается тенденция их совместного употребления, а для других - наоборот. В некоторых случаях это может быть отражением сознательной позиции автора статьи, а в некоторых – связью на уровне подсознания.

     Метод нахождения контекстов употребления слов (collocations) допускает дальнейшее развитие. Выбрав предложения, в которых встречается конкретное слово или категория, мы получили некоторую подвыборку текста, к которой в свою очередь применимы все методы контент-анализа. Контексты употребления слов и категорий в свою очередь


    могут быть подвергнуты контент-анализу - выяснению простых частот категорий, относительных частот, оценок категорий относительно нормы и т.д. Очевиден огромный потенциал контекстного анализа при мониторинге больших текстовых объемов, т.к. он позволяет полностью автоматизировать весь процесс сбора информации.

             Почепцов Г.Г. считает, что при обработке текстов малого объема больше преимуществ имеет качественный контент-анализ. Тогда как при больших объемах текстов необходимо использовать количественный анализ [31].

             Контент-анализ начинался как количественно-ориентированный метод анализа текстов и основное его отличие от других методов – именно его квантитативный характер. То есть контент-анализ – это прежде всего количественный метод, предполагающий числовую оценку определенных компонентов текста, которая может дополняться некоторыми качественными классификациями и выявлением тех или иных структурных закономерностей.

            

    Помимо прочего, возникла идея контент-мониторинга, которая материализовалась через десятки лет после появления предпосылок. В простейшем виде контент-мониторинг можно определить как постоянное, воспроизводимое во времени выполнение узко очерченного своими задачами контент-анализа непрерывных информационных потоков. Среди основных принципов построения системы мониторинга выделяют принципы системности, адресности и предметной направленности [54, с.150].

    Процедурой контент-анализа называется последовательность операций контент-анализа, каждая из которых основана на определенной технике. Операции, реализующие процедуру контент-анализа, подразделяются на три вида: по разработке документов исследования, по реализации документов, по обеспечению надежности процедуры [37].

    1.Определение целей и задач исследования. Контент-анализ может использоваться в качестве основного метода исследования (например, в исследовании социальной направленности газеты); параллельного, т.е. в сочетании с другими методами (например, в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации); вспомогательного или контрольного (например, при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

    2.Выбор объекта. Не все документы могут выступить объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило  для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип  формализации), а также,  чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости).  

    3.Выбор категорий анализа. После того, как сформулированы тема, задачи  и гипотезы исследования, определяются категории  анализа, т.е. наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система  категорий указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике советских контент-аналитических исследований в свое время  сложилась довольно устойчивая система категорий, среди которых можно назвать такие, как знак,  цели, ценности,  тема, герой, автор, жанр и др. Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура.  

    Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (т.е. охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования); взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям); надежными (т.е. между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории); уместными (т.е. соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию).

    При выборе категорий необходимо избегать двух крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда же необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми [21].

    4.Выбор единицы анализа. После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа - лингвистическую единицу речи или элемент  содержания, служащие  в тексте индикатором интересующих исследователя явлений. Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а одновременно несколькими единицами анализа.

    Единицы анализа,  взятые изолированно, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа - контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа "слово" контекстуальная единица - "предложение".

    В.А. Ядов дает следующую классификацию единиц анализа:

    1) понятия, выраженные в отдельных терминах;

    2) тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.п.;

    3) имена исторических деятелей, политиков, выдающихся ученых и деятелей искусства, организаторов производства, лидеров движений и партий, наименования общественных институтов, организаций, учреждений;

    4) общественное событие, официальный документ, факт, произведение, случай и т.п.;

    5) смысл апелляций к потенциальному адресату [55].

    Такая классификация достаточно полно отражает возможные смысловые единицы анализа текстов, но, как уже было сказано выше, не упоминает о возможности анализа графической информации. Между тем, и в фотографиях и рисунках можно найти достаточное количество единиц анализа, часто сходных с текстовыми.

    Таковыми могут быть:

    4.Выбор единицы счета. Наконец необходимо установить единицу счета - количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета,  как время - пространство  (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).

    5. Выбор предмета исследования. Важен выбор необходимых источников, подвергаемых контент-анализу. Проблема  выборки содержит в себе выбор источника, числа сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования.

    6. Разработка таблицы. Необходимым условием является разработка таблицы контент-анализа — основного рабочего документа, с помощью которого проводится исследование. Тип таблицы определяется этапом исследования. Например, разрабатывая категориальный аппарат, аналитик составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Для регистрации единиц анализа составляется другая таблица — кодировальная матрица. Если объем выборки достаточно велик (свыше 100 единиц), то кодировщик, как правило, работает с тетрадью таких матричных листов. Если выборка невелика (до 100 единиц), то можно проводить двумерный или многомерный анализ. В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировальная матрица. Эта работа трудоемка и кропотлива, поэтому при больших объемах выборки сопоставление интересующих исследователя признаков осуществляется на компьютере [22].

    7. Описание системы кодировки. Важным условием контент-анализа является разработка инструкции кодировщику - системы правил и пояснений для того, кто будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа. В инструкции точно и однозначно излагается алгоритм  действий кодировщика, даются операциональное определение  категорий и единиц анализа, правила их кодирования, приводятся конкретные примеры из текстов, являющихся объектом исследования, оговаривается, как следует поступать в спорных случаях, и т.д. [21].

    8. Подсчет количества материалов:

    а) количество материалов, выражаемое натуральным рядом чисел;

    б) сумма (площадей в газете, эфирного времени на радио и ТВ).

    9. Интерпретация результатов - поиск качественных характеристик в количественных данных.

    Категория: Мои файлы | Добавил: Вергун-ТВ | Теги: Филология, магистерская, интент-анализ, контент-анализ, социолингвистика
    Просмотров: 58741 | Загрузок: 0 | Комментарии: 14 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 121 2 »
    12  
    just dropping by to say hey
    http://www.youtube.com/watch?v=fCi2eX0hvHE - this video

    11  
    just dropping by to say hello
    http://www.youtube.com/watch?v=fCi2eX0hvHE - this video

    10  
    The only thing in life that stays unchanged is change. http://www.latestbagsdesign.com/ - gucci online The supplies include a clean fabric, fluid plate cleaning soap, water, as well as chlorine bleach or 70% rubbing alcohol intended for persistent stains. http://www.cheapbagswholesalesd.com/ - moncler jackets However, the latest fashion for leather attires suggests some highly impressive apparel such as gothic leather jackets, rock leather jackets, stylish biker's jacket, minimalist leather jackets and many more. http://www.fashionjacketsonline.com/ - chanel handbag Your guy will love wearing this on those mild nights with practically everything in his closet.

    9  
    Goldfish are wonderful pets and a joy to behold. http://www.buymaugg2013.com/%E3%83%99%E3%82%A4%E3%83%AA%E3%83%BC%E3%83%9C%E3%82%BF%E3%83%B3bailey-button2012% E6%96%B0%E5%95%86%E5%93%81-c-67.html - アグ ブーツ Watching them swim around the tank can give an unexplainable tranquility. That's why it is important to provide them with a good and safe environment. In this article, you will learn how you can maintain a perfect tank for your lovely, golden, swimming pets.Make sure the aquarium is large enough for the goldfish to move freely. The ideal measurement of your fish tank must be 24 inches by 24 inches by 10 inches. Of course, this depends on how many fish you want to keep and if you are planning on more than one fish, you should plan on 5 gallons of tank space for every inch of fish. Make sure that you have 2 inches of sand or http://www.buymaugg2013.com/ - ugg classic mini round gravel at the bottom of the aquarium.Remember that tap water is not safe for your fish. Treating the tap water with water conditioner is one way to make the water safer, but many aquarium enthusiasts like to use bottled water. Never use distilled water or ionized water. When you add water tohttp://www.buymaugg2013.com/%E4%BA%BA%E6%B0%97%E3%81%8C%E9%AB%98%E3%81%BE%E3%81%A3%E3%81%A6%E3%81%84%E3%82%8B %E6%9C%80%E6%B3%A8%E7%9B%AE%E3%83%96%E3%83%A9%E3%83%B3%E3%83%89ugg%E3%82%A2%E3%82 %B0%E3%83%BBclassic-tall-%E3%82%B5%E3%83%B3%E3%83%89-p-91.html - ugg ムートンブーツ your aquarium, either when setting it up or when doing partial water change, make sure the sand or gravel is not disturbed. Always cover your aquarium making sure that dirt and other unnecessary objects will not get into your aquarium. Goldfish are hardy, but also can pollute their water very fast so it is important to do partial water changes periodically. Every couple of weeks, or at least once a month is recommended.Pour out only 20 -25% of the water and replace it with fresh water. Be careful not to stress out the fish too much during this process and be sure not to capture any in the water you are changing out!http://www.buymaugg2013.com/%E3%82%AF%E3%83%A9%E3%82%B7%E3%83%83%E3%82%AF%E3%83%88%E3%83%BC%E3%83%ABclassic-t all-c-68.html - ugg ムートン When you first set up your tank, it will be clean and clear, but after several weeks, algae will start to conquer your fish tank. This algae can be green, brown or red and sometimes may even be black. To get rid of the algae, you will need to scrub down the tank and all the decorations inside.Do not use hard scrubbing pads. Soft pads will help keep your tank from getting scratched - especially if you have an acrylic aquarium.. Scrub all the sides the front the back and the two ends. You will need to use some elbow grease and scrub the glass back in forth many times until it is clean. Scrub everything in your fish tank including the filters and other objects as well. It is not necessary to remove them in their tank for cleaning unless it ishttp://www.buymaugg2013.com/ugg-1873%E3%83%96%E3%83%BC%E3%83%84bailey-button-triplet-c-59.html - ugg 通販 already really scummy and dirty. Then rinse everything thoroughly. Remember never to use soap, chlorine or bleach to clean anything in your aquarium.If you need to remove the goldfish for cleaning, do so carefully and make sure you have a safe place with good water to put them in. Put them back in their tank as soon as possible.
    http://www.buymaugg2013.com

    8  
    http://www.sarvajal.com - viagra

    7  
    A cap sleeved bolero jacket over the spaghetti strap top is cool, classy, and feminine. http://www.cheapmonclerjacketsx.com/#89996 - moncler sale uk - http://www.cheapmonclerjacketsx.com/#42525 - montclair moncler jackets , http://www.cheapmonclerjacketsx.com/#14395

    6  
    Use double sided tape to make sure your plunging neckline doesn't gap open, especially if you'll lean forward to hand your bouquet to the flower girl. http://www.cheapmonclerjacketsx.com/#85734 - moncler sale uk - http://www.cheapmonclerjacketsx.com/#83694 - authentic moncler sale , http://www.cheapmonclerjacketsx.com/#55223

    5  
    Moreover, you can also order for custom products as well. http://www.cheapmonclercoatsx.com/#52968 - moncler sale us - http://www.cheapmonclercoatsx.com/#99224 - moncler on sale us , http://www.cheapmonclercoatsx.com/#74256

    4  
    Karate is a martial art that is characterized by swift punches, flashy kicks, grappling, vital point strikes using the knees and elbows, and some open-handed techniques such as the knife-hands. http://www.cheapmonclerjacketsx.com/#83241 - moncler usa fake - http://www.cheapmonclerjacketsx.com/#37116 - moncler jackets men , http://www.cheapmonclerjacketsx.com/#16593

    3  
    http://gfkdjghfkgjjkhj.com - gfkdjghfkgjjkh

    1-10 11-12
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]