Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [68]

Поиск

Татьяна Вергун

Создайте свою визитку

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Понедельник, 20.11.2017, 21:45
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Сайт Татьяны Вергун

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Мои файлы

    2. МЕТОДЫ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТОВ СМИ
    06.03.2011, 01:29

    Методы социолингвистического анализа текстов СМИ помогают устанавливать причинные связи в тексте между языком и фактами общественной жизни. При сборе конкретной информации социолингвистика опирается на методический опыт социологии и социальной психологии, но методы этих наук получают здесь те или иные модификации применительно к задачам, которые решаются этой лингвистической дисциплиной. В целом методы, специфические для социолингвистики как языковедческой дисциплины, можно разделить на три группы: методы сбора материала, методы его обработки, методы оценки достоверности полученных данных.

    В первой группе преобладают методы, заимствованные из социологии, социальной психологии и отчасти из диалектологии, во второй и третьей значительное место занимают методы математической статистики. Есть своя специфика и в представлении социолингвистических материалов. Кроме того, полученный, обработанный и оцененный с помощью статистических критериев материал нуждается в социолингвистической интерпретации, которая позволяет выявить закономерные связи между языком и социальными институтами.

    Исследования в сфере массовых коммуникаций представляют собой непрерывный процесс, который включает: анализ аудитории, мониторинг проблем, прогнозирование и оценку, анализ СМИ.

    Методы делятся на количественные и качественные.

     Методы количественного анализа применяются, когда необходимо получить статистически надежные численные оценки по вопросам «кто», «что», «сколько», «как часто», «какого типа» и т.д.

    Качественные исследования направлены на более глубокое изучение материалов и связаны в большей степени с ответом на вопрос «почему». Они позволяют проникнуть в «психологию» автора текста, выявить мотивы, побуждающие их распространять данное мнение, уровень воздействия текста на аудиторию.

    Два эти подхода к изучению документальной информации хотя и различаются во многом, однако могут в достаточно высокой степени дополнять друг друга, способствуют всестороннему взгляду на проблему.

    Качественные исследования основаны на разнообразной, но изначально неструктурированной нецифровой информации. Качественные методы позволяют глубже понять изучаемое явление и предложить варианты интерпретации.

    Работа с текстовыми исследованиями предусматривает решение нетрадиционных методических проблем. М. Майлс и А. Хуберман указывают следующие задачи анализа информации качественного типа:

    − сжатие информации,

    − демонстрация данных через описание и представление материала в виде теоретических схем,

    −  формулирование итоговых заключений, их верификация.

    Особенно детально исследователи анализируют вопросы кодирования текстовых материалов, в частности, возможности приписывания фрагментам текста интерпретативных меток, которым могут соответствовать ключевые переменные, проблемные области.

    Ключевая проблема анализа текста заключается в обработке информации. Ее решение не сводится к определению тем, затрагиваемых СМИ, или составлению частотных словарей высказываний. Необходимо выявить особенности и структуру массового сознания и одновременно установить актуальные координаты некоторой ситуации или социального объекта, желательно в сравнении.

     Анализ материалов средств массовой информации представляет собой исследование качественных и/или количественных характеристик того или иного текста (текст здесь понимается в широком смысле: любая информация, содержание, изображение, даже молчание, т.к. отсутствие информации – тоже информация).

    В рамках анализа исследователь изучает масштабность описываемых в тексте событий, распределение материалов СМИ по условным сферам в процентах к общему количеству сообщений (например, политика, экономика, общество), распределение материалов на конкретную тему, освещающих различные связанные с ней вопросы, ценности, пропагандируемые СМИ, распределение сообщений СМИ в зависимости от предполагаемой читательской аудитории, авторского состава, освещающего интересующую нас тему, а также жанровую характеристику материалов (использование фотографий, иллюстраций) и т.д.

     Существует классический пример анализа содержания материалов СМИ, который повлек за собой значительные последствия. Речь идет об известном исследовании Г. Лассвелла и Н. Лейтеса, изучавших стратегию редакции газеты «Истинный американец». Дело происходило во время Второй мировой войны, поэтому проблема стояла как никогда остро. Результаты исследования явились главным аргументом обвинения данной газеты в распространении профашистских взглядов, и, в конце концов, газета была запрещена [32, с.570-578].

    Целью проведения анализа, безусловно, не является закрытие или запрещение газет, радиостанций или TV-каналов. Исследования необходимы для понимания действия всего процесса коммуникации. Установление жестких зависимостей между переменными позволяет, как писал Ф. Лазарсфельд, не столько «делать новые открытия, сколько раскрыть до сих пор не замечаемые связи или прояснить отношения между рядом утверждений» [33, с.182-183].

    Задачами анализа являются:

    • определение стратегической цели информационной политики СМИ (редакции или отдельного журналиста);

    • изучение реальной деятельности СМИ по освещению определенного события, созданию образа объекта;

    • получение количественного распределения внимания коммуникатора к характеристикам текста;

    • изучение характеристик: коммуникативной ситуации, коммуникатора, средств и каналов передачи информации, аудитории СМИ;

    • сравнение характера отзывов нескольких СМИ.

    Это обуславливает соответствующие действия исследователя:

    − измерение общего объема и частоты обращения коммуникатора к исследуемой теме;

    − фиксация частотности употребления конкретного символа (слова);

    − измерение общего объема определенной информации с точки зрения масштабности сообщения, жанровой характеристики, авторского состава;

    − измерение информации с точки зрения хронологии отражения событий, оперативности и новизны сообщаемых фактов и явлений;

    − определение объема и частоты сообщений с точки зрения предполагаемых потребителей информации конкретного СМИ;

    − измерение общего объема и частоты появления сообщений проблемного характера;

    − измерение частоты отражения в сообщениях определенных ценностей (например, социального характера);


    - фиксация оценки, изучение направленности сообщений СМИ [35, с.216-217].

     

    В целом можно сказать, что анализ текстов СМИ имеет две конечные задачи: получение информации для сведения, констатации, изучения и/или получение информации для дальнейших корректировок и изменений. На базе анализа текстовых материалов проводятся исследования и мониторинги; например, в политической сфере: изучение социально-политической ситуации накануне избирательных кампаний, изучение характеристик имиджа политика, выявление общественно значимых групп, лидеров общественного мнения, оценка каналов коммуникаций, выявление тенденций и взаимовлияния различных факторов, оценка перспектив, разработка стратегий и рекомендаций. Аналитические исследования информационных материалов позволяют судить об имидже того или иного объекта в СМИ, провести медиа-диагностику. Изучение существующего публичного имиджа предшествует любой разработке стратегии продвижения проекта, помогает определить эффективный механизм трансляции стратегического имиджа во внешнюю среду.

     Этап оценки медиа-контента подразумевает измерение и оценку возможного воздействия PR-сообщений на аудиторию и фактического «покрытия» СМИ.  Примером промежуточных результатов могут служить такие показатели, как суммарное число статей и других «упоминаний» об организации, число тех, кто подвергся воздействию нацеленных рассказов и статей, и общая оценка всего содержания появившейся в СМИ информации об организации. Наконец, благодаря исследованиям можно сформировать базу информационных материалов. Дальнейшая работа с прессой основывается, во многом, на результатах анализа публикаций.

     В программе анализа излагаются основные задачи, методологические предпосылки, гипотезы исследования и указываются правила и последовательность операций по проверке гипотез. В программе формулируется проблема – категория анализа, к изучению которой приступает исследователь, описывается степень изученности проблемы. Затем следует выбор единицы анализа как признака материала, который характеризует материал в целом (слово, фрагмент текста, персонаж, мнение), а также определяется единица измерения (т.е. упоминание) и единица контекста (того объема текста, в котором могла появиться наша единица анализа) [51, с.187].

    После операционализации категорий анализа необходимо представить частотное распределение переменных. Наконец, после статистической обработки можно приступить к интерпретации результатов.

    В случае с исследованием содержания СМИ необходимо всегда  учитывать протяженность рассматриваемого события, факта во времени. Исходя из этого, аналитик определяет, какое количество текстов будет достаточным изучить в рамках каждого отдельного исследования.

    В программе указываются источники анализа в рамках кабинетного исследования. Главным образом, это материалы СМИ, однако также могут привлекаться другие источники.

    Общий алгоритм анализа СМИ включает четыре элемента:

     1. Выбор смысловых единиц текста, подлежащих исследованию (слов, символов, тем).

    2. Диагностика каждой смысловой единицы на предмет выявления того или иного фактора.

    3. Формулировка выводов и предположений по каждой смысловой единице об эмоциональном состоянии объекта.

    4. Синтез в итоговом заключении всех выявленных моментов, заслуживающих внимания.

     Эмпирическое познание в отличие от теоретического предполагает получение знания о социальной реальности, последовательно выстроенного на основе использования эмпирических данных. Методология анализа данных состоит из нескольких уровней:

    - определение предмета, описание объекта, целей, задач, гипотез, основных понятий;

    - методика сбора эмпирических данных (включающая и методы измерения);

    - методика обработки данных, то есть формы представления информации: методы первичного анализа данных, классификации, типологизации данных, логика применения математических методов (в т.ч. разные виды кодирования текстовой информации, метод поиска взаимосвязи между переменными, построение обобщений, статистическая обработка);

    - методика тестирования конкретного номера издания (стиль, наполнение, дизайнерские особенности, совместимость размещаемых текстов, рекламы, с редакторскими материалами);

    - метод сравнения; психосемантический методы; графический метод и т.д.;

    - методика интерпретации данных.

     Основная проблема анализа связана с классификацией высказываний – сжатием и систематизацией текстового материала, т.е. кодированием.  Кодирование можно понимать как приписывание кодов первичному  материалу для «физического» сжатия и последующего извлечения информации, а также как «содержательное» сжатие информации и получение обобщенных переменных. Сложность классификации состоит не только в том, чтобы «закрыть» информацию кодами. При кодировании каждому суждению можно было бы просто присвоить номер, и тогда задача однозначного соответствия кодов и текстовых единиц была бы решена. Но если выявлять содержательные параметры массива, строить иерархию текстовых суждений, требуется решить множество частных проблем, основная из которых – сортировка материала. Трудоемкие процедуры обработки данных существенно облегчаются компьютерными программами: они входят в комплект SPSS, а также имеются в виде специальных разработок (например, психолингвистическая экспертная система WAAL-2000, автоматическая система мониторинга Интернет WebScan и др.).

    На сегодняшний день существует множество видов анализа материалов СМИ. Выделяют: контент-анализ, структурный, тематический,  анализ профилей материалов, анализ цитируемости, анализ аргументации, дискурс-анализ, частотный, типологический, кластерный, стилистический, этнометодологический, социолингвистический, пропагандистский, мотивационный, интент-анализ и др.

     Общая цель анализа материалов СМИ – понимание и интерпретация того, что говорит текст, сам при этом отходящий на второй план. Цель предполагает решение двух задач: обеспечение комплексной информацией для сведения, констатации, изучения или получение информации для дальнейших корректировок. Например, если исследование предшествует разработке рекламных кампаний, его результаты будут играть важную роль в определении информационной стратегии для конкретного проекта.

             Ключевая проблема анализа заключается в обработке текстовой информации. Ее решение не сводится к определению тем, затрагиваемых СМИ, или составлению частотных иерархий высказываний. Необходимо выявить особенности и структуру медиасознания и одновременно установить актуальные координаты исследуемого события или социального объекта, желательно в сравнении.  

    Качественные исследования основаны на изначально неструктурированной информации и возникли в результате неудовлетворенности фрагментарностью стандартизированного подхода. Качественные методы позволяют глубже понять изучаемый объект и предложить множественную интерпретацию. Методы количественного анализа применяются, когда необходимо получить статистически надежные численные оценки. Наиболее широко применимым в настоящее время является контент-анализ. В рамках исследований политических текстов наиболее релевантным,  представляется метод интент-анализа [53].

             Рассмотрим два вида анализов текстов СМИ - как контент-и интент-анализ.      

    Категория: Мои файлы | Добавил: Вергун-ТВ | Теги: Филология, социолингвистика, магистерская, интент-анализ, контент-анализ
    Просмотров: 7179 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]