Средства массовой информации в аспекте социолингвистических исследований: контент-и интент-анализ
06.03.2011, 01:26

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…..……………………………………………………………2

4.1.Понятие «интенция» и «интент-анализ». ………….……………48

4.2. Речь как текст. Психологическое содержание речи……….…..52

4.3. Коммуникативная личность……….…………………………….54

4.4.Понятие «подтекст»………………………………………………64

4.5.Процедура интент-анализа……………………………………….69

ВЫВОДЫ……………………...…………………………………………88

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...93

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………98

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы данного исследования обусловлена значительным потенциалом инструментов и технологий социолингвистических исследований в интерпретации особенностей разножанровых текстов СМИ-дискурса.

В этом контексте представляется значимым определить рамки и возможности инструментария социолингвистических исследований на примере контент-и интент-анализа СМИ.

В средствах массовой коммуникации все активнее проявляются методы манипуляции сознанием, которые можно выявить с помощью процедуры интент-анализа. Изучение интенционального подтекста, раскрывающее неразрывную связь речевого содержания с устремлениями субъекта в коммуникативном акте, необходимо для описания процессов формирования и передачи смысла, развития представлений о коммуникативном назначении человеческой речи. Такие значимые в современной науке темы, как речевое общение, диалог, понимание, непосредственно связаны с изучением интенциональной основы дискурса.

Разработки в рассматриваемой области актуальны и в практическом отношении. Данные о формах выражения интенционального состояния коммуникантов важны для психологических исследований. Их востребованность определяется также возрастающим интересом к совершенствованию навыков речи, оптимизации понимания, мерам информационной и психологической безопасности.

Связь работы с научными программами, планами, темами. Изучение данной проблемы лежит в области междисципланирного изучения лингвистики, социологии, политологии, психологии, журналистики, общей теории управления, теории коммуникаций. В настоящее время именно междисциплинарность позволяет внедрять в практику новые методы анализа языкового материала. Кафедра русского языкознания и коммуникативных технологий ЛНУ имени Тараса Шевченко уделяет большое внимание изучению проблем текста и дискурса. Магистерское исследование выполнено в русле комплексной кафедральной научной темы – «Дискурсология». 

Гуманитарным наукам удалось объективировать такие категории текста как целостность, цельность, связность, интегративность, информативность, континуальность, членимость, антропоцентричность, эмотивность, модальность, интертекстуальность, интерактивность. Необходимо найти пути для внедрения этих категорий в практику анализа текстов разных типов, выработать вариативные и адекватные типу текста методы анализа.

Теоретическая часть работы основана на научных исследованиях текста доктора филологических наук Л.Н. Синельниковой, теории текста российского профессора  Н.С.Валгиной, понятия языковой личности Ю.Н.Караулова.

Практическая часть работы в большой степени основана на разработках количественных и качественных методов анализа текстов СМИ: Г.Г.Татаровой, Л.Н. Федотовой, В.А. Ядова.

Основные операции контент-анализа, на котором, на наш взгляд, базируются практически все остальные виды анализа текстов СМИ, еще в начале XX века были разработаны в трудах американских социологов Г. Лассуэлла и  Б. Берельсона. Важный вклад в развитие процедуры контент-анализа внесли советские социологи А.Н. Алексеев, П.А. Вихалемм, Б.А. Грушин.

Также методологическую основу исследования составили: положения системного подхода в психологии (Б.Ф. Ломов, В.А. Барабанщиков, Д.Н. Завалишина), психосоциальный принцип А.Л. Журавлева, представления об интенциональных основаниях речи и дискурса (Т.Н. Ушакова, Н.Д. Павлова);  труды отечественных и зарубежных авторов: Ф. Шлейермахера, М. Хайдеггера, Х.-Г. Гадамера, В.Дильтея, Ю.Хабермаса, обосновавших закономерности герменевтики как метода понимания и интерпретации текстов; Р.Барта, Г. Лассуэлла, Я. Засурского, в чьих работах описываются технологии влияния на массовое сознание; А. Здравомыслова, В. Ядова, Т. Орловой, описавших социологические аспекты теории и методологии исследования; М. Кастельса, П. Лазарсфельда, изучающих теорию массовых коммуникаций;  Г.Г.Почепцова и Л.Н. Федотовой, авторов работ, посвященных теории и практике PR.

Объект исследования: тексты СМИ, в том числе прямая речь (предвыборные выступления политиков).

Предмет исследования: процедуры контент-и интент-анализа для решения социолингвистических, лингвополитологических и – в целом – дискурсологических задач.

Цель магистерской работы: обобщение опыта контент-и интент-анализа, изучение возможностей этих методов в социолингвистических исследованиях СМИ.

Задачи исследования:

В исследовании использовались общенаучные методы: анализ, синтез, логический и индуктивно-дедуктивный методы в их совмещенности с методами контент-и интент-анализа.

Научная новизна исследования состоит в описании методов контент-и интент-анализа с точки зрения дискурсологии, составлении и апробации  алгоритмов контент-и интент-анализа текстов СМИ.

Научно-практическая значимость. Полученные в ходе данного исследования выводы, разработанные приемы и методы анализа позволят обобщить и расширить теоретические представления о методах социолингвистического анализа СМИ, а вместе с этим способствуют совершенствованию практики интерпретации текстов СМИ.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов для усовершенствования процедуры контент-и интент-анализа. Представления о способах выражения интенции могут способствовать развитию совершенствованию приемов, необходимых человеку для успешного достижения собственных целей и лучшего понимания смысла сказанного собеседником. Данные о специфике интенционального подтекста разных видов дискурса важны в разработке вопросов психологической экспертизы текстов и информационной психологической безопасности, в изучении политического дискурса.

 Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в изучение интенционального аспекта речи и понимание роли выражаемых в ней интенций субъекта в процессе коммуникации.

Категория: Мои файлы | Добавил: Вергун-ТВ | Теги: Филология, социолингвистика, магистерская, интент-анализ, контент-анализ
Просмотров: 1913 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]